В настоящее время существующая система аттестации педагогических работников предполагает установление только первой или высшей квалификационных категорий. Эти категории подтверждают вклад педагога в качество образования обучающихся. Работа учителя, по сути, оценивается только этим показателем, однако российская система образования традиционно славится своей наставнической работой, методической поддержкой.
Сегодня педагогическими работниками в большинстве образовательных организаций осуществляется методическая и наставническая деятельность по отношению к другим педагогам. Опытные педагоги посещают уроки молодых коллег, помогают планировать учебные занятия, помогают молодому учителю закрепиться в профессии, подготовиться к аттестации, руководят педагогической практикой студентов. Но такая работа, как правило, является стихийной, не всегда последовательной, не всегда системной, зачастую даже не оплачивается и не стимулируется образовательной организацией. У педагога снижается мотивация быть наставником или методистом. А ведь именно от того, насколько в педагогических коллективах настроены процессы наставничества, методической поддержки, зависят и образовательные результаты школьников.
В ответ на этот вызов планируется внести изменения в порядок аттестации педагогических работников за счет введения новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Существенным отличием новых квалификационных категорий является то, что наряду с заявлением самого педагогического работника в комплект документов прилагается решение педагогического совета. Именно педагогический совет, педагогическая команда образовательного учреждения решает, кому из своих коллег, педагогов они готовы доверять методическую и наставническую работу.
Пилотная апробация установления новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года. В первом полугодии этого учебного года в 13 субъектах Российской Федерации завершен первый этап апробации установления педагогическим работникам новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». В пилотных регионах сформированы рабочие группы на базе аттестационных комиссий, выявлены те педагоги, которым можно рекомендовать участие в пробной аттестации и претендовать на установление новых квалификационных категорий. Апробация проводится в тесном сотрудничестве с Общероссийским Профсоюзом образования. В первом этапе апробации принял участие 291 педагогический работник из 190 образовательных организаций, из них 81% педагогов успешно прошли пробную аттестацию.
На втором этапе пилотной апробации предстоит понять, каким образом деятельность аттестованных педагогов встраивается в систему работы школы, какие форматы их работы с коллегами наиболее востребованы, эффективны, каким образом должна поощряться такая работа. Ведь, по сути, это новые функциональные обязанности этих педагогов. В результате профессионально-общественного обсуждения апробации сформулированы предложения для включения в проект нового порядка проведения аттестации, для разработки рекомендаций по встраиванию новых квалификационных категорий в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Министерство просвещения РФ информирует о проведении и подведении итогов апробации