В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Минпросвещения РФ проводит апробацию Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее – Целевая модель). Участие субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных организаций в пилотной апробации Целевой модели добровольное. Всего будет принимать участие в апробации 16 субъектов, Краснодарский край вошел в число регионов-участников.
Федеральный оператор апробации Целевой модели — Минпросвещения РФ совместно с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Научно-методический центр определен приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края региональным оператором апробации.
Обязательная аттестация руководителей и кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации предусмотрена частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации руководителя образовательной организации в соответствии с требованиями, перечисленными в квалификационных справочниках, и трудовыми функциями, зафиксированными в профессиональном стандарте.
С 7 мая 2021 года в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации реализуется проект по разработке Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее – ОО). Инициаторами проекта выступили Минпросвещения РФ и ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Программа внедрения Целевой модели предполагает совершенствование на уровне органов государственной власти и местного самоуправления процедур и подходов к аттестации руководителей ОО в рамках существующего федерального правового поля. Результатом реализации проекта будет совершенствование кадрового состава руководителей ОО за счет «положительного» кадрового отбора.
Предусмотрено поэтапное внедрение Целевой модели с адаптацией профессионального сообщества, сохранением лучших региональных практик, постепенным вовлечением регионов по мере кадровой и организационной готовности до 2030 года:
апробация (2021–2024 годы) связана с созданием необходимых информационных систем, формированием определенного уровня готовности регионов, отладкой механизмов и процедур экспертной деятельности и работы аттестационных комиссий; этап так же связан с появлением региональных и муниципальных операторов, предварительным, заблаговременным обучением всех сотрудников, выявлением сложных моментов в организации и подведением итогов аттестации руководителей общеобразовательных организаций;
масштабирование (2025–2030 годы): предполагается постепенное подключение всех регионов и муниципалитетов к работе в рамках Целевой модели.
Первый подготовительный этап внедрения апробации проведен в 2021 году.
Второй этап апробации — этап пилотирования (2022 год);
Третий этап апробации — этап реализации (2023–2024 гг.).
С результатами профессионально-общественного обсуждения Целевой модели аттестации руководителей ОО, а также с Программой внедрения Целевой модели можно ознакомиться на сайте Федерального института развития образования в разделе «Мероприятия» и на нашем сайте в разделе «Аттестация руководителей общеобразовательных организаций/Целевая модель аттестации руководителей ОО».
Справочно:
Минпросвещения РФ разработана и утверждена Концепция целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (распоряжение Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № Р-117).
Общий алгоритм прохождения аттестации в соответствии с Целевой моделью включает следующие обязательные блоки:
блок 1 — подача заявления, оформление согласия на обработку персональных данных, предоставление портфолио участника аттестации;
блок 2 — выполнение тестовых заданий и решение управленческих кейсов;
блок 3 — публичная защита проекта развития учреждения.
По результатам прохождения всех этапов аттестации в соответствии с Целевой моделью Аттестационная комиссия принимает итоговое Решение о «соответствии/ несоответствии участника аттестации должности руководителя ОО».