80 лет профессионально-техническому образованию

Зарождение профессионального образования произошло еще во времена Киевской Руси вместе с появлением такой формы профессионального обучения, как ремесленное ученичество, предполагавшее передачу профессио­нальных знаний от мастера к ученику.

         Однако становление профессионального образования пришлось на времена Петра I, при котором в России появились: Школа математических и навигаци­онных наук, выпускавшая моряков, артиллеристов, инженеров, геодезистов, учителей, архи­текторов, чиновников и мастеровых, и Академия морской гвардии готовившая специалистов в области на­вигации, артиллерии, фортификации, устройства корабля, геодезистов, топографов и картографов.

         Период с 1888 до 1917 года характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:

  • средние технические училища — готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
  • низшие технические училища — подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
  • ремесленные училища — обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.

         Именно в этот период времени открывается одно из таких учреждений, Вознесенский техникум пищевых производств, с открытием которого начнётся история профессионального образования Кубани, в 1896 году, когда с разрешения Министра Земледелия и Государственных Имуществ А. Ермолова дворянин, статский советник Семён Иванович Болтенков открыл Вознесенскую школу садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда. После революции 1917 года и гражданской войны молодое Советское государство активно стремилось обеспечить себя всем необходимым.  Парфюмерной и косметической промышленности требовалось сырьё, на юге страны создавались совхозы-заводы для производства эфирных масел. Для этой отрасли нужны были кадры, и поэтому школа в 1930 году реорганизовалась в сельскохозяйственный техникум эфиромасличных культур.

            В советскую эпоху профессиональное образование ста­новится всеобщим и доступным, начинает активно раз­виваться профессиональное техническое образование, призванное готовить квалифицированных рабочих и спе­циалистов.

     1920г. был подписан Декрет СНК РСФСР «Об учебной профессионально — технической повинности».  Все рабочие от 18 до 40 лет (а кое-где с 14) обязаны были учиться. По инициативе 111съезда РКСМ были организованы профессиональные школы нового типа – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые стали первыми профессионально-политтехническими школами в системе народного образования СССР, должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и пополнить техникумы и ВУЗы. Но ожидания правительства не оправдались, поскольку ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.

Так в 1922 году был создан Новороссийский профессиональный техникум при цементном заводе «Пролетарий» с наименованием школа фабрично-заводского ученичества цементного завода «Пролетарий», позже приказом Краснодарского краевого управления трудовых резервов от 01.12.1940 № 276 школа фабрично-заводского ученичества цементного завода «Пролетарий» переименована в ремесленное училище № 3, а в 1944 году ремесленное училище № 3 переименовано в школу фабрично-заводского обучения № 13.

В 1924 год – окружным управлением профобразования была организована профессионально-техническая школа с трехгодичным сроком обучения, нынешний Ленинградский технический колледж. Выпускники имели квалификацию инженера цеха промышленного предприятия и направлялись на новостройки страны: тракторные заводы, «Ростсельмаш», «Красный Сулин».

 По решению Главного профессионального образования НКП РСФСР 24-го октября 1924 года в городе Армавире был организован Промышленно- Экономический техникум с тремя отделениями: Торгово-кооперативным, товароведческим и счетно-финансовым. Техникум имел целевую установку: готовить специалистов техников для государственных торговых организаций, коопераций, зерновых совхозов, кредитных учреждений промышленных предприятий.

15 июня 1931 года в соответствии с поста­новлением коллегии Наркомата снабжения на базе политехникума был создан Всесоюзный учебный комбинат плодоовощной промышленности в составе института с инженерно-технологическим и инженерно-экономическим факультетами, техникум с химико-технологиче­ским, товароведно-экономическим и учетно-экономическим отделениями, дневной и ве­черний рабфак, заочный сектор по подготов­ке кадров среднего и высшего звена.

Зооветеринарный техникум Венцы-Заря начинает своё существование с 1925 года, в племхоз «Венцы-Заря» на должность зав. племрассадником прибыла только что окончившая Тимирязевку Мери Соломоновна Любошиц. Она организовала кружки по обучению свинарей племфермы передовым, научным методам и приемам работы, благодаря которым и профессиональному мастерству М.С.Любошиц на первой выставке в Ростове в 1927 году все свиньи племзавода «Венцы-Заря» заняли первое место.

         В 1927 году по решению Кубанского окружного исполнительного комитета образуется Славянский сельскохозяйственный техникум, старейших из профессиональных образовательных учреждений Кубани, осуществивший первый набор на специальность «Полеводство», 40 человек, а в 1932 году было открыто отделение «Пчеловодство».

         В 1929 году в городе Армавир при мясокомбинате были созданы курсы инструкторов и мастеров мясоперерабатывающей промышленности, а через два года, в 1931 году, на их основе была организована школа фабрично-заводского ученичества. С нее и берет свое начало история Армавирского профессионального училища №27. Оно было первым ФЗУ в городе Армавире. Приказом Государственного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию от 10.10.1966 № 535 и приказом Краснодарского краевого Управления профессионально-технического образования от 15.10 1966 № 279 школа преобразована в городское профессионально-техническое училище № 27.

         В 30-е годы в связи с проведением всеобуча в стране остро встал вопрос о нехватке учительских кадров. Повсеместно открывались профессиональные педагогические учебные заведения, одним из которых был сегодняшний Ейский полипрофельный колледж, тогда педагогический техникум им. Кима.

      Время революционных перемен в стране и обществе выдвигало новые требования к подготовке кадров.

            Летом 1932 года Черноморский техникум виноградарства и виноделия в Анапе впервые провёл набор студентов. Срок учёбы составлял четыре года, а среди изучаемых дисциплин – ботаника и химия, растениеводство и земледелие, овощеводство и виноградарство и т.д. Завершал обучение государственный экзамен и распределение по винодельческим хозяйства в южные республики СССР. В архиве техникума сохранились любопытные сведения о выпускниках 1936 года, которых с нетерпением ждали не только Анапский район, но весь юг России, Дагестан, Казахстан и Киргизия. Суровые испытания выпали на долю преподавателей и студентов той поры. Как вспоминал выпускник 1936 года А.С. Журавлев: «по хлебным карточкам мы получали 200 граммов соевого хлеба, а по продовольственным – трехразовое разовое питание из соленых огурцов или помидоров с хлопковым маслом», сегодняшний Анапский сельскохозяйственный техникум.

         В 1940 году большая часть школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные Трудовые Резервы). Согласно этому указу в СССР было учреждено два типа учебных заведений:

  • школы ФЗО — на протяжении 6 месяцев эти школы занимались подготовкой рабочих массовых профессий
  • железнодорожные и ремесленные училища — на протяжении двух лет эти училища занимались подготовкой квалифицированных рабочих.

         Таким образом, Советское государство сумело обеспечить народное хозяйство квалифицированными рабочими, а идея ГТР блестяще выдержала испытание временем.

                2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых резервах». Созданием государственных трудовых резервов СССР открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. В короткий срок в стране было подготовлено к открытию свыше 1500 училищ и школ трудовых резервов.
         2 октября 1940 года Совет Народных Комиссаров принял Постановление «О призыве (мобилизации) городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично – заводского обучения». Процесс обучения был бесплатным, кроме того, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, форменным обмундированием, общежитием.

         День профтехобразования отмечают ежегодно, начиная с 1940 года, когда Советский Союз официально начал заботится о наличии государственных трудовых резервах.

         Необходимо отметить, что в период с 1920 по 1940 годы профессиональное образование Кубани развивается стремительными темпами, было открыто 20 учреждений профессионального образования.

         В историю Великой Отечественной войны вписаны имена десятков студентов и преподавателей профессионального образования Кубани, которые воевали на фронте. Когда началась Великая Отечественная война, на защиту Родины вместе со всеми ушли выпускники, преподаватели и сотрудники учреждений.

            С первых дней войны надо было заменить рабочих, ушедших на фронт, обеспечить новой рабочей силой отрасли производства, непосредственно снабжавшие армию оружием, боеприпасами, боевой техникой. За первые пять лет своего существования, совпавшие в основном с военными годами, ремесленные и железнодорожные училища школы ФЗО подготовили и передали народному хозяйству 2,5 млн. молодых квалифицированных рабочих.

         17 января 1940 года в соответствии с приказом Народного комиссариата тяжелого машиностроения СССР за №24 в г. Краснодаре при заводе имени Седина был организован вечерний Краснодарский станкостроительный техникум. В сентябре этого же года к учёбе приступили первые студенты, обучающиеся по специальностям «обработка металлов резанием», «конструирование станков». В годы ВОВ кадры техникума, оборудование, учебная документация были эвакуированы в Новосибирск.

В 1941 году прямо с торжественной линейки почти все выпускники Вознесенского техникума пищевых производств вместе с преподавательским составом ушли на фронт, но несмотря на это техникум продолжал работать.

 С 1942 по 1943 годы ст. Вознесенская была оккупирована немцами. На территории техникума был госпиталь. При отступлении оккупантами был разрушен и сожжен клуб техникума, уничтожено оборудование и инвентарь кабинетов и лабораторий. Не было воды, электроэнергии, тепла, и все же силами студентов и преподавателей в 1943г. учебное заведение восстановили и продолжили обучение молодых специалистов.

К 1941 году Армавирский механико-технологический техникум представлял собой первоклассное учебное заведение с прекрас­но оборудованными лабораториями, кабинетами и общежитиями.

В период оккупации Арма­вира немецко-фашистскими зах­ватчиками здания учебного кор­пуса и общежития были разру­шены, учебное оборудование, библиотека и инвентарь унич­тожены.

По освобождению Армавира от немецких оккупантов, техникум Приказом по Наркомпищепрому от 23 февраля 1943 года вновь возобновил свою работу имея те же отделения.

После окончания войны с фронта стали возвращаться преподаватели и студенты. Техникуму есть, кем гордиться. Многие преподаватели вернулись с фронта с орденами и медалями.

         В Славянском сельскохозяйственном техникуме с начала войны и до августа 1942 года, располагался госпиталь для тяжелораненых.

         Во время оккупации фашистами, с августа 1942 года по март 1943 года, техникум был разрушен и разграблен. Он представлял собой жалкое зрелище: выбитые окна, осыпавшаяся штукатурка, сожженная мебель.

         Уже весной 1944 года было принято решение о возобновлении занятий в техникуме. Стране, почти победившей врага, требовались квалифицированные кадры. 13 марта 1944 года приказом заместителя Наркома земледелия директором техникума был назначен В.Н. Ольховик. На него возлагались обязанности по восстановлению учебного заведения.

         Строки из воспоминаний Василия Никифоровича: «Было тяжело. Занимались в полутемных холодных классах. На стенах – иней. Грубо сколоченный экзаменационный стол. На нем жгли бумагу, чтобы хоть чуть согреть руки».

         Неустроенность, нужда, голод и холод – не сломили настрой студентов военных и послевоенных лет получить образование. Они учились, а после занятий восстанавливали учебное заведение.

         Не смотря на войну, нужду, голод и разруху, профессиональное образование продолжало жить. В г. Ейске было открыто ремесленное училище №7, нынешний Армавирский техникум отраслевых и информационных технологий, в ноябре 1943 года училище было перебазировано в г. Армавир и состояло при Заводе «Армалит».

         В трудные военные годы в нём обучались и работали: кузнецы, литейщики, машинисты-крановщики, токари, столяры. В послевоенные годы появились новые профессии: оператор станков с программным управлением, наладчики станков, слесарь механосборочных работ, слесарь промышленной вентиляции, швеи-мотористки, фрезеровщики.

         Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта был основан в 1944 году. Трудное время, война шла к концу. Почти вся европейская территория СССР лежала в руинах. По-прежнему основные сырьевые и продовольственные ресурсы шли на нужды фронта. Десятки тысяч детей остались без попечения родителей. Детская беспризорность достигла критического уровня. Создавая систему трудовых резервов, государство решало две основные задачи: восстановить разрушенное войной хозяйство с помощью молодых рабочих и ликвидировать проблему детской беспризорности, а также помочь нуждающимся семьям в воспитании и образовании детей.

         В январе 1944 года в городе Кропоткине на улице Пушкина, 69 для подготовки молодых строителей было создано ФЗУ-10.

         В это тяжелое для страны время государство нашло возможность выделить средства для обучения 150 подростков (6 групп). Сначала обучались только лишь мальчики. В училище был почти военный распорядок дня. Ребятам выдавали специальную форму, которой они очень гордились: бушлат, гимнастерку, брюки, фуражку, ремень. Жили они в общежитии на улице Бульварной в двухэтажном здании, питались в столовой ОРСа, куда ходили строем. В город ходили по разрешению коменданта, как солдаты в увольнение. Днем проходили теоретические занятия или практику. Перед сном – построение и вечерняя проверка, затем проходила вечерняя прогулка строем и с песней. В завершении исполняли гимн и готовились к отбою. Из воспоминаний учащегося первого выпуска Михайлова А. Н.: «Это были трудные, но самые прекрасные для меня годы. Я не знаю, что было бы со мной, если бы меня не приняли в училище. Я, наверное, стал бродягой. До сих пор удивляюсь той самоотверженности, терпению и вниманию, которыми обладали наши мастера и учителя».

15 октября 1944 года Министерством сельского хозяйства РСФСР в станице Брюховецкой был образован техникум механизации сельского хозяйства. Он создавался на базе школы механизации, организованной в 1934 году и возобновившей свою работу 12 февраля 1943 года, сразу после освобождения станицы Брюховецкой от немецко-фашистских захватчиков.

Осенью 1944 года 62 человека начали обучаться во вновь открывшемся учебном здании. Конечно же, это было отделение механизации. Техникуму приходилось начинать в трудных условиях. Теоретические занятия проводились в шести аудиториях – их не хватало. Учебные практики были ограничены и проводились не все, тоже из-за недостатка помещений и оборудования.

Только в январе 1945 года при техникуме будет организовано учебно-производственное хозяйство, которое станет учебно-производственной базой, обеспечивающей сочетание обучения с производственным трудом.

         В годы Великой отечественной войны профессиональное образование не прекращало обучение, так в период 1940 по 1945 годы в Краснодарском крае было открыто ещё 5 учреждений профессионального образования.

         В здании Ленинградского педагогического училища после освобождения станицы Ленинградской и в первые послевоенные годы размещалось Черниговское военное авиационное училище.

         И в послевоенные годы продолжалось совершенствование системы НПО, с 1945 по 1960, профессиональное образование Кубани продолжает развиваться, открывается 15 учреждений профессионального образования.

В тяжелом послевоенном 1947 году на месте насосной станции «Грознефть» на хуторе Красное Поле открылось ремесленное училище №8, которое готовило квалифицированных животноводов, овощеводов, полеводов, механизаторов. Первыми воспитанниками училища стали дети – сироты. Получив профессию, они восстанавливали сельское хозяйство, а в дальнейшем целинные и залежные земли.  

         Первого марта 1949 года в п. Ахтырском Абинского, района была открыта школа ФЗО № 25 для подготовки рабочих строительных специальностей, которая с 1-го января 1954 г. была перепрофилирована в училище механизации сельского хозяйства (УМСХ № 2), сегодняшний Ахтырский техникум «Профи-Альянс».

         В 1958 году, вместо различных форм подготовки (школы ФЗО, горнопромышленные училища, РУ, ЖУ, СУ трудовых резервов и др.), создается единый тип учебных заведений – городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) профессионально-технические училища на базе 8-летней школы. В зависимости от сложности специальности срок обучения в ГПТУ был установлен от 1 до 3 лет, а в сельских – от 1 до 2 лет. Каждое учебное заведение прикреплялось к одному или нескольким близлежащим (так называемым базовым) заводам, совхозам и т.п., на которых учащиеся проходили производственную практику.

14 февраля 1958 года постановлением СНХ Краснодарского экономического района открыт Краснодарский техникум сахарной промышленности. И уже в 1960 году дипломы КТСП впервые получили 70 выпускников.

В этот период страна, восстановив разрушенное Великой Отечественной войной народное хозяйство, перешла на приумножение материальных и духовных ценностей.

В начале 60-х годов государством была доверена большая интернациональная честь, учреждениям профессионального образования, подготовка иностранцев, так в 1961-64 годах в Славянском электротехнологическом техникуме, тогда ещё училище обучалась Кубинская молодежь. В эти годы было подготовлено 312 механизаторов сельскохозяйственного производства для Республики Куба.

В Усть-Лабинском социально-педагогическом колледже, в то время Сельское профессионально-техническое училище №6 получили образование 422 кубинца и 72 иранца по профессии «Тракторист – машинист широкого профиля для сельского хозяйства».

В стенах наших учреждений с 1965-1993 год обучались иностранные учащиеся. Это были первые посланцы из Ганы, Уганды, Нигерии, Гондураса, Анголы, Гвинеи, Кубы, Лаоса, Кампучии, Монголии, Афганистана и Чили.

В 1970 г. Анапский сельскохозяйственный техникум распоряжением Совета Министров РСФСР техникум реорганизован в совхозтехникум. В это время на дневном и заочном отделениях обучалось почти две тысячи студентов. Первые несколько лет совхоз не имел ни прибыли, ни убытков, однако уже в 1973 г. прибыль составила – 280 000 рублей, а в 1975 г. совхоз принёс прибыль – 1 012 000 рублей, за что его наградили переходящим Красным Знаменем Министерства сельского хозяйства РСФСР.

Именно в этот период, с 1960 по 1970 годы, на Кубани открываются ещё 5 новых учреждений профессионального образования.

В начале 80-х годов прошлого столетия, СССР бурно строил светлое будущее. Учреждения профессионального образования развивались, достигали успехов, которые были отмечены общественным признанием.

В 1974 году Ахтырский техникум «Профи-Альянс» за успехи в коммунистическом воспитании и профессиональной подготовке учащихся училище было награждено Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и Госкомитета Совмина СССР.

         В 1980 году Тихорецкий техникум отраслевых технологий, тогда ещё Тихорецкое техническое училище №7 награждается почётной грамотой за III место во Всероссийском социалистическом соревновании профтехучилищ Министерства молочной промышленности, а в 1982 году училищу присуждается диплом «Училище высокой культуры».

            В 1981 году коллектив Армавирского юридического техникума был признан победителем во Всероссийском смотре среди средних специальных учебных заведений за лучшую организацию условий труда, быта и отдыха студентов.

9 февраля 1984 года коллектив   училища, а ныне Курганинский аграрно-технологический техникум был награжден переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за достижение в 1983 году лучших показателей во Всероссийском социалистическом соревновании учебных заведений профессионально-технического образования за повышение эффективности и качества работы.

Зооветеринарный техникум «Венцы-Заря» — уникальное среднее специальное учебное заведение, которое, дважды получало высшую оценку первого секретаря ЦК КПСС А.С.Хрущева. Первый раз во время посещения им совхоза «Кубань», находящегося в одном районе с зооветеринарным техникумом, где он назвал выпускников техникума золотыми специалистами. Второй раз не менее лестная оценка прозвучала о деятельности на самом высоком форуме коммунистов – на съезде партии, где Н.С.Хрущев сказал: «Зооветеринарный техникум «Венцы-Заря» — настоящая кузница сельскохозяйственных кадров».

         Таким образом создается единая система профессиональной подго­товки рабочих и специалистов, которая включает в себя начальные, средние и высшие профессиональные образо­вательные учреждения, а также различные курсы профес­сиональной подготовки. Благодаря научно-техническому прогрессу в стране активно развивается наука и техника, открываются различные научно-исследовательские цен­тры, в том числе и профессионально-педагогические, в ву­зах появляются научно-педагогические кадры. И именно в этот период на Кубани, с 1970 по 1990 годы открывается ещё 17 профессиональных образовательных учреждений.

         Кроме того, разрабатываются содержание, методы и технологии профессионального образования, исходя из чего, происходит группировка профессий. Поскольку многие учебные заведения прикреплены к определенным заводам и производствам, где обучающиеся проходят производственную практику, можно говорить о зарождении та­ких тенденций профессионального образования, как связь теории с практикой и с производительным трудом.

         Профессиональное образование в советскую эпоху ха­рактеризуется такими принципами, как общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержа­ния образования и организации обучения будущих рабочих и специалистов, планомерная массовая подготовка специалистов и научных работников всех отраслей народ­ного хозяйства, единство научно-технического и социаль­но-экономического прогресса, непрерывное расширение и совершенствование высшего образования, а также устремленность в будущее. Целью профессионального об­разования в этот период являлось обеспечение максималь­ного роста творческих способностей человека, а также раз­витие способностей, необходимых для успешной трудовой деятельности в различных областях народного хозяйства.

Так Каневской аграрно-технологический колледж в период с 1996 по 2006 год трижды становился победителем краевого конкурса «Лучшее образовательное учреждение».

В годы перестройки, в период с 1990 года по 2008 год на Кубани открывается ещё 6 организаций среднего профессионального образования. Таким образом самое молодое учреждение профессионального образования Щербиновский индустриальный техникум, который распахнул свои двери для обучающихся в 2008 году.

         02 октября 2020 года наша страна будет отмечать 80-летний юбилей системы профессионально-технического образования. 02 октября 1940 года был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».

            80-летие системы ПТО – отличный повод вспомнить не только историю учреждений образования, но и людей, которые стояли у истоков ее создания, внесли значительный вклад в ее развитие и совершенствование, стали примером и гордостью для коллег и учащихся.

Сегодня в мире скорость обновления техники и технологии значительно превышает скорость смены по­колений вследствие произошедшей научно-технической ре­волюции, из‑за чего изменяются цели и тенденции всей си­стемы образования. Если раньше приобретенные во время обучения знания и умения не устаревали на протяжении всей профессиональной деятельности человека, то на дан­ном этапе общественного развития подвижность и изменчивость характера профессиональной деятельности требует от специалиста профессиональной мобильности, готовно­сти его к смене трудовой деятельности, к постоянному по­вышению уровня общей и профессиональной культуры.

Система профессионального образования в период с 2014 по 2019 годы претерпела изменения, с целью оптимизации ряд учреждений были объединены, так, например, Краснодарский торгово-экономический колледж, является одним из крупнейших учреждений в крае, к колледжу были присоединены ГБПОУ НПО ПЛ №16 в г. Геленджик, ГАОУ НПО ПЛ №75 и ГБОУ НПО ПЛ №24, КТЭК располагает одним филиалом, шестью учебными территориями, в которых обучаются более 3500 обучающихся по: 15специальностей, 6 профессий. Образовательная деятельность в колледже осуществляется в 85 учебных кабинетах, 8 лабораториях, 3 учебных цехах, 7 мастерских, оснащённых современным учебно-лабораторным оборудованием, мультимедийной и интерактивной техникой. Колледж работает в инновационном режиме.

В колледже есть учебно-производственное подразделение, которое имеет разветвлённую структуру, состоящую из учебно-производственных участков: комбинатов студенческого питания, включая две столовые, кафе «Лицей» с производственной базой, гостиница «Молодёжная». С 2017 года начали работать новые производственные участки: кондитерская «Сахарный домик», «Блинная», ателье «Золотая нить». Обучающиеся колледжа неоднократно становились победителями в отборочных и региональных соревнованиях «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. В мае 2017 года участник финала V национального чемпионата «Молодые профессионалы» WSR получил бронзовую медаль, участник компетенции «Кондитерское дело» – медаль «За высокий профессионализм».

         Профессиональное образование Краснодарского края постоянно развивается, учреждения участвуют в различных конкурсах и проектах профессионального мастерства, таких как: WorldSkills Russia, Абилимпикс, Талантливая молодёжь, что лишний раз подтверждает высокое качество подготовки выпускников.

Новороссийский колледж строительства и экономики в 2007 и 2009 гг. — стал Победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а в 2010 году стал Победителем Всероссийского конкурса по созданию Центра привлечения и подготовки волонтеров для участия в организации и проведении 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи по профилю «Сервис». 

Ейский полипрофельный колледж четырежды награжден знаком «Общественное признание», стал лауреатом конкурса «100 лучших образовательных учреждений СПО и НПО России»; победителем Всероссийского конкурса «100 лучших товаров и услуг», обладателем сертификата системы менеджмента качества ISO 9001:2008. В 2013 и 2016 годах – лауреат национального конкурса «Лучшие колледжи РФ». В 2006, 2010 и 2016 годах колледж становился (победителем и лауреатом) Всероссийского конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ССУЗОВ РОССИИ». В 2016 году ГБПОУ КК ЕПК внесен в федеральный электронный Реестр «Доска почета России».

В настоящее время в Краснодарском крае 68 профессиональных образовательных организаций, которые обучают по 56 специальностям и 134 профессиям. Развивающая образовательная среда насчитывает 24 ресурсных центра, 3 центра дистанционного обучения, 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций, в системе СПО обучается 124 788 человек.

Кубань гордится своими профессиональными образовательными организациями, которые выполняют сложнейшую задачу, подготовка профессионалов конкурентоспособных на рынке труда.

За годы своего существования профессиональные образовательные организации Кубани выдали путевку в трудовую жизнь миллионам квалифицированных рабочих, многие из которых достигли значимых профессиональных результатов.