Апробация установления педагогическим работникам квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник»

В настоящее время существующая система аттестации педагогических  работников предполагает установление только первой или высшей  квалификационных категорий. Эти категории подтверждают вклад педагога  в качество образования обучающихся. Работа учителя, по сути, оценивается  только этим показателем, однако российская система образования  традиционно славится своей наставнической работой, методической  поддержкой.

Сегодня педагогическими работниками в большинстве образовательных организаций осуществляется методическая и наставническая деятельность по отношению к другим педагогам. Опытные педагоги посещают уроки молодых  коллег, помогают планировать учебные занятия, помогают молодому учителю закрепиться в профессии, подготовиться к аттестации, руководят  педагогической практикой студентов. Но такая работа, как правило, является стихийной, не всегда  последовательной, не всегда системной, зачастую даже не оплачивается и не стимулируется образовательной организацией. У педагога снижается  мотивация быть наставником или методистом. А ведь именно от того, насколько в педагогических коллективах настроены процессы наставничества, методической поддержки, зависят и образовательные результаты школьников.

В ответ на этот вызов планируется внести изменения в порядок  аттестации педагогических работников за счет введения новых  квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Существенным отличием новых квалификационных категорий является  то, что наряду с заявлением самого педагогического работника в комплект   документов прилагается решение педагогического совета. Именно  педагогический совет, педагогическая команда образовательного учреждения решает, кому из  своих коллег, педагогов они готовы доверять методическую и наставническую работу.

Пилотная апробация установления новых квалификационных категорий  «педагог-методист» и «педагог-наставник» проводится в соответствии с  распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года. В первом полугодии этого учебного года в 13 субъектах Российской  Федерации завершен первый этап апробации установления педагогическим  работникам новых квалификационных категорий «педагог-методист» и  «педагог-наставник». В пилотных регионах сформированы рабочие группы на  базе аттестационных комиссий, выявлены те педагоги, которым можно  рекомендовать участие в пробной аттестации и претендовать на  установление новых квалификационных категорий. Апробация проводится в тесном сотрудничестве с Общероссийским  Профсоюзом образования. В первом этапе апробации принял участие 291 педагогический  работник из 190 образовательных организаций, из них 81% педагогов  успешно прошли пробную аттестацию.

На втором этапе пилотной апробации предстоит понять, каким образом  деятельность аттестованных педагогов встраивается в систему работы школы, какие форматы их работы с коллегами наиболее востребованы,  эффективны, каким образом должна поощряться такая работа. Ведь, по  сути, это новые функциональные обязанности этих педагогов. В результате профессионально-общественного обсуждения апробации сформулированы предложения для включения в проект  нового порядка проведения аттестации, для разработки рекомендаций по  встраиванию новых квалификационных категорий в единую федеральную  систему научно-методического сопровождения педагогических работников и  управленческих кадров.

Министерство просвещения РФ информирует о проведении и подведении итогов апробации